Два питання з оподаткування єдиноподатників

У листі Державного комітету України з питань регуляторної політики та підприємництва від 13.03.2009 № 2520 роз’яснено, що у разі коли платник єдиного податку за ставкою 10% вимушено переходить на загальну систему оподаткування у зв’язку з перевищенням за рік 50 осіб середньооблікової чисельності працюючих, то він не зобов’язаний реєструватись платником ПДВ, перебуваючи вже на загальній системі оподаткування за умови, що за попередній рік він не перевищив обсяг реалізації товарів і послуг у розмірі 300 тис. грн.


А також у цьому листі роз’яснено, що для фізичних осіб — суб’єктів підприємницької діяльності, які є платниками єдиного податку, виручку від реалізації основних фондів можна визначити як різницю між сумою, одержаною від реалізації, та їх залишковою вартістю на дату продажу, хоча ці особи й не ведуть бухгалтерського обліку. При цьому залишкову вартість об’єкта основних фондів можна визначити із застосуванням норм амортизації, визначених пунктом 8.6 Закону про прибуток або в порядку, аналогічному для нарахування амортизації в бухгалтерському обліку юридичними особами.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


ПИСЬМО


от 13.03.2009 г. N 2520


Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письма <...> и сообщает следующее.


Вопрос 1.


Предприятие, являющееся плательщиком единого налога по ставке 10 %, вынуждено перейти на общую систему налогообложения, поскольку среднеучетная численность работающих за год превысила 50 человек. Обязательно ли в данном случае предприятию регистрироваться в качестве плательщика НДС?


Поскольку при переходе на упрощенную систему с уплатой единого налога по ставке 10 % регистрация плательщика НДС аннулируется, при возвращении его на общую систему (в частности, на основании ст. 5 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. N 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» как юридического лица, нарушившего условия, установленные ст. 1 данного Указа) к такому плательщику налогов относительно его регистрации в качестве плательщика НДС применяются общие нормы п. 2.3 ст. 2 Закона Украины от 03.04.98 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».


Подпунктом «б» пункта 7 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. N 79, для плательщиков единого налога по ставке 10 %, нарушивших критерии объема выручки (1 млн. грн.) и численности (50 человек среднеучетного состава за год) и вынужденных отказаться от упрощенной системы, установлена обязательность получения со следующего отчетного периода (квартала) статуса плательщика НДС.


Однако данное требование должно распространяться только на те предприятия, которые на момент перехода на общую систему налогообложения превысили за последние 12 календарных месящее 300-тысячный объем реализации товаров (услуг). Если же предприятие нарушило только критерий среднеучетной численности за год, а 300-тысячный объем реализации товаров (услуг) за последние 12 месяцев им не превышен, нет оснований для требования относительно обязательной регистрации такого предприятия в качестве плательщика НДС согласно Закону Украины от 03.04.98 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».


Вопрос 2.


Имеет ли право физическое лицо - предприниматель, работающее на упрощенной системе налогообложения (единый налог), выручку от реализации основных фондов рассчитывать как разность между суммой, полученной от реализации основных фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи?


При наличии прямой нормы законодательства ее реализация вызывает противоречивые трактовки.


С одной стороны, в статье 1 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» определено, что в случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации данных фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.


С другой стороны, высказываются сомнения в праве физического лица - предпринимателя воспользоваться данной нормой, поскольку он не ведет бухгалтерского учета и потому не может достоверно определить такой финансовый показатель, как остаточная стоимость основных фондов.


Госкомпредпринимательства считает, что в указанной ситуации можно рассчитывать остаточную стоимость объекта основных фондов путем применения норм амортизации, установленных для основных фондов в налоговом законодательстве (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий") или в порядке, аналогичном для начисления амортизации в бухгалтерском учете юридическими лицами.


Председатель А. Кужель


Щотижневик "Головбух"

Коллеги, если Вам понравился наш материал, поделитесь им в своих сетях и нажмите пожалуйста кнопку Фейсбук мне нравиться ! Заранее Спасибо!

  • Два питання з оподаткування єдиноподатників - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №1
  • Два питання з оподаткування єдиноподатників - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №2
  • Два питання з оподаткування єдиноподатників - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №3
  • Два питання з оподаткування єдиноподатників - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №4
  • Два питання з оподаткування єдиноподатників - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №5
  • Два питання з оподаткування єдиноподатників - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №6
  • Два питання з оподаткування єдиноподатників - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №7
  • Два питання з оподаткування єдиноподатників - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №8