ПИСЬМО 25.06.2010 N 7518/5/10-5016/2397 Относительно некоторых вопросов налогового законодательства

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО
25.06.2010 N 7518/5/10-5016/2397

Относительно некоторых вопросов налогового законодательства

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела Ваше обращение <...> относительно некоторых вопросов налогового законодательства и сообщает.

В соответствии со статьей 67 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Налоговые отношения, в рамках которых органы государственной налоговой службы Украины в соответствии со статьей 11-1 Закона Украины от 4 декабря 1990 года N 509 "О государственной налоговой службе в Украине" осуществляют проверки хозяйственной деятельности, исходя из содержания статьи 67 Конституции ( 254к/96-ВР ), части второй статьи 1 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) и статей 2, 9, 11, 20 Закона Украины от 25 июня 1991 года N 1251 "О системе налогообложения" относятся к публично-правовым отношениям.

В соответствии со статьей 228 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) сделка, нарушающая публичный порядок, является ничтожной.

Сделка, направленная на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, уничтожение, повреждение и незаконное завладение имуществом физического или юридического лица, государства, Автономной Республики Крым, территориальной громады, считается нарушающей публичный порядок.

Частью первой статьи 208 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) установлено, что в случае признания недействительным хозяйственного обязательства как совершенного с целью, заведомо противной интересам государства и общества, при наличии намерения у обеих сторон - в случае исполнения обязательства обеими сторонами - в доход государства по решению суда взыскивается все полученное ими по обязательствам, а в случае исполнения обязательства одной стороной с другой стороны взыскивается в доход государства все полученное ею, а также все причитающееся с нее первой стороне в возмещение полученного. При наличии намерения только у одной из сторон все полученное ею должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней или причитающееся ей в возмещение исполненного взыскивается по решению суда в доход государства.

Положения статей 207 и 208 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) органами государственной налоговой службы применяются с учетом того, что сделка, совершенная с заведомо противной интересам государства и общества целью, одновременно противоречит моральным принципам общества и согласно части первой статьи 203, части второй статьи 215 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) является ничтожной. Признания судом такой сделки недействительной не требуется.

Органы государственной налоговой службы, указанные в абзаце первом статьи 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ), могут на основании пункта 11 данной статьи обращаться в суды с исками о взыскании в доход государства денежных средств, полученных по сделкам, совершенным с заведомо противной интересам государства и общества целью, ссылаясь на ничтожность таких сделок.

Санкции, установленные частью первой статьи 208 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ), не могут применяться как факт неуплаты налогов (сборов, других обязательных платежей) одной из сторон договора. При таких обстоятельствах правонарушением является неуплата налогов, а не совершение сделки. Для применения санкций, предусмотренных частью первой статьи 208 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ), необходимым является наличие умысла на заключение соглашения с целью, заведомо противной интересам государства и общества, например совершение притворной сделки с целью сокрытия уклонения от уплаты налогов.

Следовательно, сделка, совершенная с целью, заведомо противной интересам государства и общества, одновременно противна моральным принципам общества и согласно части первой статьи 203, части второй статьи 215 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) является ничтожной. Признания судом такой сделки недействительной не требуется.

Первый заместитель Председателя - начальник налоговой милиции,
генерал-майор В.Шейбут

  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №1
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №2
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №3
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №4
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №5
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №6
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №7
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №8