Два вопроса по налогообложению единоналожников

В письме Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 13.03.2009 № 2520 разъяснено, что в случае если плательщик единого налога по ставке 10% вынуждено переходит на общую систему налогообложения в связи с превышением за год 50 лиц среднеучетной численности работающих, то он не обязан регистрироваться плательщиком НДС, находясь уже на общей системе налогообложения при условии, что за предыдущий год он не превысил объем реализации товаров и услуг в размере 300 тыс. грн.

А также в этом письме разъяснено, что для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, являющихся плательщиками единого налога, выручку от реализации основных фондов можно определить как разность между суммой, полученной от реализации, и их остаточной стоимостью на дату продажи, хотя эти лица и не ведут бухгалтерского учета. При этом остаточную стоимость объекта основных фондов можно определить с применением норм амортизации, определенных пунктом 8.6 Закона о прибыли или в порядке, аналогичном для начисления амортизации в бухгалтерском учете юридическими лицами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО

от 13.03.2009 г. N 2520

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письма <...> и сообщает следующее.

Вопрос 1.

Предприятие, являющееся плательщиком единого налога по ставке 10 %, вынуждено перейти на общую систему налогообложения, поскольку среднеучетная численность работающих за год превысила 50 человек. Обязательно ли в данном случае предприятию регистрироваться в качестве плательщика НДС?

Поскольку при переходе на упрощенную систему с уплатой единого налога по ставке 10 % регистрация плательщика НДС аннулируется, при возвращении его на общую систему (в частности, на основании ст. 5 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. N 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» как юридического лица, нарушившего условия, установленные ст. 1 данного Указа) к такому плательщику налогов относительно его регистрации в качестве плательщика НДС применяются общие нормы п. 2.3 ст. 2 Закона Украины от 03.04.98 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».

Подпунктом «б» пункта 7 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. N 79, для плательщиков единого налога по ставке 10 %, нарушивших критерии объема выручки (1 млн. грн.) и численности (50 человек среднеучетного состава за год) и вынужденных отказаться от упрощенной системы, установлена обязательность получения со следующего отчетного периода (квартала) статуса плательщика НДС.

Однако данное требование должно распространяться только на те предприятия, которые на момент перехода на общую систему налогообложения превысили за последние 12 календарных месящее 300-тысячный объем реализации товаров (услуг). Если же предприятие нарушило только критерий среднеучетной численности за год, а 300-тысячный объем реализации товаров (услуг) за последние 12 месяцев им не превышен, нет оснований для требования относительно обязательной регистрации такого предприятия в качестве плательщика НДС согласно Закону Украины от 03.04.98 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».

Вопрос 2.

Имеет ли право физическое лицо - предприниматель, работающее на упрощенной системе налогообложения (единый налог), выручку от реализации основных фондов рассчитывать как разность между суммой, полученной от реализации основных фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи?

При наличии прямой нормы законодательства ее реализация вызывает противоречивые трактовки.

С одной стороны, в статье 1 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» определено, что в случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации данных фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.

С другой стороны, высказываются сомнения в праве физического лица - предпринимателя воспользоваться данной нормой, поскольку он не ведет бухгалтерского учета и потому не может достоверно определить такой финансовый показатель, как остаточная стоимость основных фондов.

Госкомпредпринимательства считает, что в указанной ситуации можно рассчитывать остаточную стоимость объекта основных фондов путем применения норм амортизации, установленных для основных фондов в налоговом законодательстве (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий") или в порядке, аналогичном для начисления амортизации в бухгалтерском учете юридическими лицами.

Председатель А. Кужель

Еженедельник "Главбух"

Коллеги, если Вам понравился наш материал, поделитесь им в своих сетях и нажмите пожалуйста кнопку Фейсбук мне нравиться ! Заранее Спасибо!

  • Два вопроса по налогообложению единоналожников - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №1
  • Два вопроса по налогообложению единоналожников - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №2
  • Два вопроса по налогообложению единоналожников - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №3
  • Два вопроса по налогообложению единоналожников - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №4
  • Два вопроса по налогообложению единоналожников - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №5
  • Два вопроса по налогообложению единоналожников - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №6
  • Два вопроса по налогообложению единоналожников - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №7
  • Два вопроса по налогообложению единоналожников - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №8