Экспорт-импорт электроэнергии
Аудиторы ООО «Аудиторская фирма «Главбух» консультируют:
Запрос:
«ЭТС приобретает у российского поставщика (далее – Поставщик из РФ) электрическую энергию. В договоре указано, что данная электрическая энергия поставляется из РФ в Украину по базису поставки Инкотермс 2000 – DAF.
Термин DAF «Поставка до границы» означает, что Поставщик из РФ выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но ещё не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны экспорта.
Точки поставки электрической энергии по договору не входят в единую энергосистему Украины, т.е., не зарегистрированы в Перечне межгосударственных линий электропередач объектов и мест установленных счётчиков электроэнергии, по показаниям которых высчитываются объёмы межгосударственных перетоков электроэнергии.
В связи с этим ГТД на вывоз из РФ Поставщик из РФ оформляет на таможне РФ, а таможенная служба Украины ГТД на ввоз предоставить не может. Таким образом, для ЭТС эта поставка – импорт без ввоза на территорию Украины, т.к. и в дальнейшем электрическая энергия не перемещается на территорию Украины. ЭТС получает документы от Поставщика из РФ со ставкой НДС 0%.
Далее ЭТС продает покупателю резиденту РФ (далее – Покупатель из РФ) в этой же точке поставки эту электрическую энергию в виде экспорта без вывоза.
Вопросы:
1. Возникает ли необходимость у ЭТС уплачивать НДС на территории Украины по ставке 20% как НДС по импорту, не имея на то документальных оснований? Если да, то на основании каких документов данную сумму налога платить?
2. Правомерно ли применение ЭТС ставки НДС 0% при дальнейшей продаже данной электроэнергии Покупателю из РФ на условиях поставки DAF в этих же точках?
3. У ЭТС есть филиал в РФ, посредством которого будут производиться все взаиморасчеты между ЭТС и Продавцом из РФ и далее с Покупателем из РФ. Возможны ли в таком случае претензии к ЭТС с точки зрения валютного законодательства?»
Ответ:
Для ответа на поставленные Вами вопросы сначала приведём выдержки из Украинского законодательства, которые прямо регулируют хозяйственные операции, совершаемые или которые планирует совершать резидентом России Ваше предприятие ЭТС.
ст.1. энергопоставщики - участники оптового рынка электрической энергии Украины, которые покупают электрическую энергию на этом рынке с целью её продажи и / или поставки потребителям или с целью ее экспорта и / или импорта;
Закон №575/97-ВР від 16.10.1997 (редакція від 03.07.2014)
"Про електроенергетику"
Согласно требованиям выше приведённой ст. 1 Закона об электроэнергетике, ЭТС является поставщиком электроэнергии путём её импорта или экспорта.
ст.1. Экспорт (экспорт товаров) - продажа товаров украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой в неденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров. При этом термин реэкспорт (реэкспорт товаров) означает продажу иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз за пределы Украины товаров, которые были ранее импортируемые на территорию Украины.
Импорт (импорт товаров) - покупка (в том числе с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины, включая покупку товаров, предназначенных для собственного потребления учреждениями и организациями Украины, расположенными за ее пределами.
Закон №959-XII от 16.04.1991 (редакция от 14.10.2014)
"О внешнеэкономической деятельности"
Статья 74. Таможенный режим импорта
(Выпуска для свободного обращения)
1. Импорт (выпуск для свободного обращения) - это таможенный режим, в соответствии с которым иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины на импорт этих товаров, и выполнения всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на таможенной территории Украины.
Глава 15. Экспорт
Статья 82. Таможенный режим экспорта
1. Экспорт (окончательное вывоз) - это таможенный режим, в соответствии с которым украинские товары выпускаются для свободного обращения за пределами таможенной территории Украины без обязательств по их обратному ввозу.
Кодекс №4495-VI от 13.03.2012 (редакция от 28.12.2014)
"Таможенный кодекс Украины"
Выше приведены выдержки из Закона о внешнеэкономической деятельности и Таможенного Кодекса Украины. Из приведённых норм видим, что импорт может быть, как с ввозом импортированного товара на территорию Украины, так и без ввоза такого товара.
С точки зрения Таможенного Кодекса, экспорт или импорт это соответствующие таможенные режимы.
Статья 231. Места осуществления таможенного контроля товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
1. Таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины трубопроводным транспортом и линиями электропередачи, в том числе с целью транзита через таможенную территорию Украины, осуществляется в местах таможенного контроля, которые определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.
Статья 232. Порядок и сроки таможенного контроля
и таможенного оформления товаров, перемещаемых
трубопроводным транспортом и линиями электропередачи
1. Порядок и сроки таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и линиями электропередачи, сроки уплаты таможенных платежей определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, исходя из особенностей перемещения указанных товаров через таможенную границу Украина.
Кодекс №4495-VI от 13.03.2012 (редакция от 28.12.2014)
"Таможенный кодекс Украины"
Приказ №510 от 17.08.1998 (редакция от 30.10.2003)
"Об утверждении Порядка таможенного контроля и таможенного оформления электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу Украины линиями электропередачи"
Автор "Государственная таможенная служба Украины"
Регистрация в Минюст-е №767 / 3207 от 01.12.1998
1. Общие положения
1.1. Электроэнергия, что перемещается через таможенную границу Украины линиями электропередачи, подлежит таможенному контролю и таможенному оформлению в соответствии с действующим законодательством. Перечень документов, необходимых для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, определяется настоящим Порядком и другими нормативно-правовыми актами Государственной таможенной службы Украины.
1.2. Перемещение электроэнергии линиями электропередачи через таможенную границу Украины без оформления ОГТД в Центральной энергетической таможни или других таможнях, в зоне деятельности которых находятся места учёта электроэнергии, не допускается, осуществляется в зависимости от заявленного таможенного режима i под таможенным контролем.
1.3. Субъекты внешнеэкономической деятельности Украины, которые осуществляют экспортно-импортные операции с электроэнергией или перемещают её транзитом по территории Украины, проводят декларирование в Центральной энергетической таможни или других таможнях.
В выше приведённых нормах ст. 231 и 232 Таможенного Кодекса говорится о порядке пропуска на территорию Украины и выпуска с её территории электроэнергии. В Приказе ГТСУ № 510 сказано, что без оформления ЗВМД в Центральной энергетической таможне или в других таможнях, перемещение электроэнергии на территорию Украины не допускается.
Из Вашего запроса мы поняли, что Вашим предприятием ЭТС, вышеуказанные требования не могут быть выполнены, что не даёт оформить экспортно-импортные операции с электроэнергией с перемещением её через таможню Украины с оформлением всех традиционных документов согласно украинскому законодательству, сопровождающих данный вид операций.
В последующем, если будет принято соответствующее решение, для определения места пропуска на территорию Украины/ с Украины импортируемой/экспортируемой электроэнергии, Вам следует руководствоваться ниже приведённым документом МФУ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
ПРИКАЗ
30.05.2012 N 629
зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины
22 июня 2012 за N 1036/21348
О таможенных формальностях на трубопроводном
транспорте и линиях электропередачи
На данный момент, Приказ Минфина Украины № 629, вместо отмененного 01.06.2012 г. Постановления КМУ № 1909 от 10.12.2003 г., определяет порядок импорта и экспорта электроэнергии в Украине и содержит список мест таможенного контроля таких операций.
ст.14.1.191. НКУ поставки товаров - любая передача права на распоряжение товарами как собственника, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставки товаров по решению суда.
В целях применения термина "поставка товаров" электрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлаждённый или кондиционированный, считаются товаром.
Из приведённой ст. 14.1.191 Налогового Кодекса Украины видно, что все операции с электроэнергией в понимании налогового законодательства рассматриваются, как обычные операции с товаром.
Статья 185. Определение объекта налогообложения
185.1. Объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по:
а) поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, в соответствии со статьёй 186 настоящего Кодекса, в том числе операции по передаче права собственности на объекты залога заёмщику (кредитору), на товары, которые передаются на условиях товарного кредита, а также по передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю / арендатору;
б) поставке услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, в соответствии со статьёй 186 настоящего Кодекса;
в) ввоз товаров на таможенную территорию Украины;
г) вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины;
е) предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров i багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским i речным и авиационным транспортом.
С целью налогообложения этим налогом к операциям по ввозу товаров на таможенную территорию Украины и вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины приравнивается помещение товаров в любой таможенный режим, определённый Таможенным кодексом Украины.
Из приведённой ст. 185.1. НКУ видно, что объект обложения НДС при импорте/экспорте товаров возникает только при ввозе/вывозе таких товаров на территорию/с территории Украины.
Теперь на основании требований всех выше приведённых законодательных актов рассмотрим Вашу проблему в целом.
Выше уже говорилось, что такое импорт-экспорт в свете таможенного законодательства. Импорт — это такой таможенный режим, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию Украины для свободного обращения без ограничения срока их нахождения на этой территории и могут использоваться без каких-либо таможенных ограничений. Экспорт — также таможенный режим, в соответствии с которым товары вывозятся за пределы таможенной территории Украины для свободного обращения без обязательства об их возврате на данную территорию и без установления условий их использования за пределами таможенной территории Украины.
Как видим, оба режима предполагают ввоз или вывоз товаров, т.е. пересечение границы Украины в одном или другом направлении.
Возможна ли ситуация, чтобы осуществить импорт или экспорт без пересечения границы?
Как мы уже установили при изучении выше приведённых норм соответствующего законодательства, осуществлять импорт без ввоза, а экспорт без вывоза, т.е. не пересекая таможенную границу Украины, не запрещено законодательством Украины. Однако в соответствии с требованиями таможенного законодательства это не будут соответствующие таможенные режимы. Но в соответствии с Законом о ВЭД под экспортом товаров понимают продажу товаров украинскими субъектами ВЭД иностранным субъектам хозяйственной деятельности (в т.ч. с оплатой в неденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины. Под импортом товаров понимается покупка (в т.ч. с оплатой в неденежной форме) украинскими субъектами ВЭД у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины. То есть такую внешнеэкономическую деятельность без пересечения товарами таможенной границы Украины можно проводить.
Рассмотрим каждую операцию отдельно.
Любой импорт можно осуществлять на условиях предоплаты или с последующей оплатой. С того момента, как вы произведёте предоплату своему поставщику-нерезиденту, вы попадёте под валютный контроль, осуществляемый банком, обслуживающим данную операцию. Срок ввоза товаров (работ, услуг) по такой импортной операции составляет 180 дней (ст. 2 Закона о расчётах в инвалюте).
С 03.03.2015 г. Национальный банк Украины ввёл без изменения в основном Законе о расчётах в иностранной валюте новый срок расчётных операций – 90 календарных дней.
ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03.03.2015 N 160
Об урегулировании ситуации
на денежно-кредитном и
валютном рынках Украины
1. Установить, что расчёты по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренные в статьях 1 и 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчётов в иностранной валюте", осуществляются в срок, не превышающий 90 календарных дней.
Банк снимает с контроля такую операцию резидента при условии предоставления последним копии должным образом оформленной ГТД. Но у вас такой ГТД нет и не может быть. То есть вы должны предъявить банку документ, удостоверяющий согласно условиям договора осуществление нерезидентом поставки товаров, продукции, выполнение работ, предоставление услуг (п. 3.3 Инструкции №136, утверждённой Постановлением НБУ № 136 от 24.03.1999 г.). Ниже приведённый перечень необходимых документов, на основании которых банк снимет операцию с валютного контроля, но Вы не можете предоставить банку таких документов.
3.3. Банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта товара с ввозом его на территорию Украины после:
получения информации об этой операцию в реестре МД (типа IM-40 "Импорт", IM-41 "реимпорта", IM-72 "Магазин беспошлинной торговли", IM-75 "Отказ в пользу государства", IM-76 «Уничтожение или разрушение ") - если для таможенного оформления продукции используется МД;
(Абзац пункта 3.3 раздела 3 в редакции Постановления Национального банка N 364 от 16.09.2013)
предъявления резидентом документа (кроме МД), который используется для таможенного оформления продукции, - если для таможенного оформления продукции не используется МД;
(Абзац пункта 3.3 раздела 3 в редакции Постановления Национального банка N 364 от 16.09.2013)
предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет выполнение нерезидентом работ, оказание услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (платной передачи), - в других случаях.
(Абзац пункта 3.3 раздела 3 в редакции Постановления Национального банка N 364 от 16.09.2013)
Дополнительным основанием для снятия операции с контроля, кроме реестра МД, может быть:
письменное сообщение другого банка, которому таможенный орган послал информацию об этой операции резидента, о получении такого реестра, удостоверенное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в сообщении указываются номер и дата реестра, вся имеющаяся в реестре информация об операции резидента, а также стоимость продукции в той части, в которой сведения передаются другому банку). Указанное сообщение предоставляется на письменный запрос такого резидента или банка (с письменного разрешения резидента) только банку, указанному в запросе резидента или которому резидент разрешил этот запрос;
письменное сообщение таможенного органа, удостоверенное подписью его руководителя (заместителя руководителя), а также заверенная в установленном законодательством Украины порядке копия МД, полученные на письменный запрос резидента (для операций, контроль за которыми осуществляется согласно пункту 3.7 этого раздела);
Документы, подтверждающие поставку продукции в пользу резидента-реципиента (получателя) международной технической помощи в соответствии с международными договорами Украины.
Для подтверждения факта получения резидентом услуг от международных информационных i платёжных систем используются соответствующие договоры, счета на оплату услуг, документы, которые формирует платёжная система после осуществления взаиморасчётов, и тому подобное.
Подтверждением факта получения уполномоченным банком услуг от нерезидента, взял на себя обязательства выступать официальным агентом этого банка перед Генеральной прокуратурой США и Министерством финансов США (в соответствии с требованиями закона США о мерах предотвращения терроризма: USA PATRIOT Act of 2001), является открытие или дальнейшее функционирование ранее открытого корреспондентского счета в банке США.
Постановление №136 от 24.03.1999 (редакция от 06.11.2014)
"Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями"
Автор "Национальный банк Украины"
Кабмин Украины постановлением от 05.12.2007 г. №1392 утвердил Порядок определения срока и условий завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины, вступивший в силу с 01.01.2008 г.
2. Срок завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины по внешнеэкономическим договорам (контрактам) не может превышать 180 (90 на данный момент) календарных дней с момента осуществления резидентом авансового платежа или выставления векселя в пользу нерезидента, а в случае проведения расчётов в форме документарного аккредитива - с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента.
3. импортная операция резидента без ввоза товара на территорию Украины считается завершённой при наличии одной из следующих условий:
зачисления выручки, полученной от нерезидента на счёт резидента в уполномоченном банке в случае продажи нерезиденту товара за пределами Украины;
представления документов, подтверждающих использование резидентом товара за пределами Украины, перечень которых определяется Национальным банком.
Постановление №1392 от 05.12.2007 (редакция от 29.10.2012)
"Об утверждении Порядка определения срока и условий завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины"
Автор "Кабинет Министров Украины"
В соответствии с данным Порядком уплата аванса поставщику-нерезиденту будет снята с валютного контроля по факту зачисления выручки от покупателя-нерезидента на Ваш валютный счёт в уполномоченном банке, та, как импортированный товар Вы продали нерезиденту за пределами Украины. Причём такое зачисление должно произойти в течение 90 дней с момента уплаты аванса нерезиденту-поставщику. Также в уполномоченный банк (п. 3.6 Постановления НБУ № 136), кроме контракта на импорт товара без ввоза и документов, подтверждающих поставку продукции Вам, должен быть представлен ещё и договор, предусматривающий продажу этого товара (продукции) нерезиденту и зачисление выручки от такой продажи на ваши счета в банках, либо документы, подтверждающие необходимость использования Вами этой продукции (услуг, работ) за пределами Украины.
Контроль за экспортной операцией без вывоза осуществляет тот банк, через который Вы оплачивали импортную поставку без ввоза. Такие требования установлены пунктом 3.6 Инструкции №136.
ГНАУ придерживается по этому вопросу аналогичного мнения, которое она выразила в своем письме от 14.01.2008 г. №362/7/22-50171. В случае уплаты аванса поставщику-нерезиденту сопутствующую экспортную операцию фактически нужно завершить (получить оплату за товар, отгруженный покупателю-нерезиденту), считая не с даты отгрузки, а с даты уплаты аванса импортному поставщику. В противном случае, если срок 90 дней будет превышен, просроченной будет считаться прежде всего импортная операция. И по ней начнёт начисляться пеня в размере 0,3% суммы стоимости недопоставленной продукции в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности. Причем общий размер начисленной пени не может превышать сумму стоимости недопоставленного товара (ст. 4 Закона о расчётах в инвалюте).
Рассмотрим на основании в его выше приведенного вопрос обложения НДС такой операции импорта-экспорта без пересечения таможенной границы Украины:
Операции импорта без ввоза и экспорта без вывоза не являются объектом обложения НДС. В соответствии с ст. 185.1 НКУ, объектом налогообложения являются операции налогоплательщиков по ввозу товаров (сопутствующих услуг) в таможенном режиме импорта или реимпорта (далее — импорт) и вывозу товаров (сопутствующих услуг) в таможенном режиме экспорта или реэкспорта (далее — экспорт). Что понимается под таможенным режимом в Таможенном кодексе, уже говорилось выше в данной консультации. Как видим, и в одном, и в другом режиме акцент делается именно на ввозе/вывозе товара на/с территорию(и) Украины. А раз факт пересечения границы отсутствует, то отсутствует и объект обложения НДС. А значит, в декларации по НДС операция импорта без ввоза и операция экспорта без вывоза не отражается.
Некоторые юридические аспекты:
Действующим в Украине законодательством, в том числе Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 № 959-XII (далее – Закон № 959), не предусмотрено каких-либо ограничений по заключению внешнеэкономических договоров без фактического ввоза (вывоза) товаров на территорию Украины.
В статье 1 Закона № 959 дано определение понятия «импорт», а именно, импорт – это покупка товара (в том числе в не денежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза этих товаров на территорию Украины.
В определении понятия «экспорт» также указано, что экспорт товара может осуществляться без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины. Таким образом, украинское предприятие может осуществлять импортные и экспортные операции без ввоза (вывоза) товара в Украину.
Данные операции являются правомерными и не противоречат действующему украинскому законодательству.
Документальное оформление
Главными моментами, на которые необходимо Вам обратить внимание при заключении договора купли-продажи товара, является чёткое изложение и согласование в договоре условий поставки товара.
Согласно статье 265 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 № 436-IV (далее – ХКУ), условия договоров поставки могут излагаться сторонами в соответствии с требованиями Международных правил относительно интерпретации терминов «Инкотермс».
На сегодняшний момент
Международной торговой палатой, начиная с 01.01.2000, введены в действие и используются Официальные правила толкования торговых терминов «Инкотермс-2000», а с 01.01.2011 г. «Инкотермс – 2010».
Также в договорах необходимо чётко определить порядок перехода права собственности на поставляемый товар (в том числе и на время его нахождения в пути), учитывая, что это будет влиять как на налогообложение, так и на бухгалтерский учёт операций.
Для этого необходимо правильно выбрать условия поставки согласно «Инкотермс-2000,2010».
Действующим законодательством Украины, а именно ст. 334 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003, № 435-IV (далее – ГКУ), предусмотрено, что право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не предусмотрено договором или законом. Передачей имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику, организации связи и т. д. для отправки, пересылки приобретателю имущества, отчуждённого без обязательства доставки. К передаче имущества приравнивается вручение коносамента или иного товарораспорядительного документа на имущество.
Для целей отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций статьёй 9 Закона Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV (далее – Закон № 996) и пунктом 1.2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учёте, утверждённого приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 № 88 (далее – Положение № 88), установлено, что основаниями для бухгалтерского учёта хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факт осуществления таких операций. Положением № 88 определены обязательные реквизиты первичных документов для придания им юридической силы.
Пункт 2.4 Положения № 88 перечисляет обязательные реквизиты для первичных документов, которые могут служить основанием для отражения в реестрах бухгалтерского учёта хозяйственных операций, в том числе импорта, экспорта, а именно:
• наименование предприятия, от имени которого составлен документ;
• наименование документа (форма);
• код формы
• дата и место составления;
• идентификационный код предприятия (ЭДРПОУ);
• номер документа;
• основание для осуществления операции (ВЭД-договор, инвойс и т. д.);
• содержание хозяйственной операции, её показатели (в натуральном и стоимостном выражении, номенклатура, цена, стоимость, кол-во и т. д.);
• должности, фамилии и подписи лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозяйственной операции, а также составление первичного документа;
• почтовые и банковские реквизиты предприятий, осуществивших операцию.
Дополнительно следует обращать внимание на то, что, согласно пункту 1.3 Положения № 88, первичный документ должен составляться на украинском языке.
Документы, являющиеся основанием для записей в бухгалтерском учёте и составленные
на иностранном языке, должны иметь упорядоченный аутентичный перевод на украинский язык.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 315 пункта 4.2 Перечня типовых документов, с изменениями и дополнениями, утверждённого приказом Главного архивного
управления при КМУ от 20.07.1998 № 41, также определён перечень первичных документов и приложений к ним, которые фиксируют факт выполнения хозяйственных операций
и являются основанием для записей в реестрах бухгалтерского учёта и налоговых записях,
а именно:
• кассовые, банковские документы;
• банковские уведомления и переводные требования;
• выписки банков;
• наряды на работы;
• табеля;
• акты о принятии, сдаче и списании имущества и материалов;
• квитанции и накладные по учёту товарно-материальных ценностей;
• авансовые отчёты и др.
Учитывая тот факт, что в случае импорта без ввоза или экспорта без вывоза, ГТД как по импортной, так и по экспортной операции будет отсутствовать. Основанием для отражения этих операций в бухгалтерском и налоговом учёте могут являться товарораспорядительные документы (упоминание о которых имеет место в вышеперечисленных нормативных документах), подтверждающие передачу товара (акт приёма-передачи, товарная накладная, коносамент и т. д.) в собственность покупателя в предусмотренном внешнеэкономическим договором месте (в соответствии с условиями «Инкотермс-2000,2010», указанными в договоре).
Таким образом, на основании первичных документов, которые составлены в соответствии с требованиями статьи 26 ХКУ, статьи 334 ГКУ, статьи 9 Закона № 996 и пунктов 1.2, 2.4, 2.5 Положения № 88, субъект хозяйственной деятельности подтверждает выполнение обязательств по импортному и экспортному ВЭД-контракту (договору).
НА ОСНОВАНИИ ВСЕГО ВЫШЕ ПРИВЕДЕННОГО ЕЩО РАЗ АКЦЕНТИРУЕМ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Под импортом без ввоза - мы понимаем импорт продукции (услуг, работ), осуществляющийся без ввоза из-за рубежа этой продукции (услуг, работ) на территорию Украины, с последующей продажей этой продукции нерезиденту или с последующим использованием им этой продукции (услуг, работ) за пределами Украины. При этом импорт без ввоза попадает под валютный контроль. Импорт без ввоза не является базой налогообложения НДС, т.к. по ст. 185.1. НКУ объектом налогообложения НДС являются операции плательщиков налога по:
а) поставке товаров, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со статьёй 186 данного Кодекса, в том числе операций по передаче права собственности на объекты залога заёмщику (кредитору), на товары, которые передаются на условиях товарного кредита, а также по передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю/арендатору;
б) поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со статьёй 186 данного Кодекса;
в) ввоз товаров (сопутствующих услуг) на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта или реимпорта (далее – импорт);
г) вывоз товаров (сопутствующих услуг) в таможенном режиме экспорта или реэкспорта (далее – экспорт);
е) поставке услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом.
Импорт без ввоза не попадает ни под один вышеперечисленный подпункт.
если товар вообще не пересёк таможенную территорию Украины, то место поставки таких товаров не является местом поставки на таможенной территории Украины, что соответствует требованию ст. 186 НКУ, т.к. товар на момент поставки нерезиденту находится на таможенной территории РФ, поэтому поставка Вами товара нерезиденту в этом случае не является базой налогообложения НДС.
186.1. Местом поставки товаров являются:
а) фактическое местонахождение товаров на момент их поставки (кроме случаев, предусмотренных в подпунктах "б" i "в" настоящего пункта);
В связи с вышеприведённым, данная операция импорта/экспорта электроэнергии без ввоза и вывоза, согласно действующему законодательству Украины не создаёт базы для начисления НДС ни по ставке 20% , ни по ставке 0 %.
Относительно соблюдения валютного законодательства Украины при взаиморасчётах с нерезидентом через филиал на территории нерезидента, Вам следует руководствоваться следующими нормами украинского законодательства:
Статья 95. Филиалы и представительства
Статья 95. Филиалы и представительства
1. Филиал является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций.
2. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляет представительство i защиту интересов юридического лица.
3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их i действуют на основании утверждённого им положения.
Кодекс №435-IV от 16.01.2003 (редакция от 12.02.2015)
"Гражданский кодекс Украины"
Из ст. 95 Гражданского Кодекса Украины видно, что филиал является обособленным подразделением юридического лица, который расположен за его местом нахождения (в т.ч. за пределами таможенной территории юридического лица).
Согласно п. 3. данной статьи, филиал не является юридическим лицом, а исполняет функции, которые ему делегировало, создавшее его юридическое лицо.
ст. 14.1.213. НКУ «резиденты - это:
а) юридические лица и их обособленные лица, образованные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением как на ее территории, так i за ее пределами »;
ст.4 п. 50) резиденты:
а) юридические лица, образованные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Украины, с местонахождением на ее территории, а также их обособленные подразделения за рубежом, которые не осуществляют хозяйственной деятельности;
Кодекс №4495-VI от 13.03.2012 (редакция от 28.12.2014)
"Таможенный кодекс Украины" (ТКУ)
Из приведённой статьи 14.1.213. НКУ, видно, что Налоговый Кодекс Украины под понятием «резидент» понимает юридическое лицо и его обособленное подразделение, в т.ч. и за пределами таможенной территории Украины. Ст. 4 п. 50 Таможенного Кодекса Украины имеет в себе еще такое условие для характеристики обособленного подразделения на территории нерезидента, как «неведение хозяйственной деятельности».
Статья 1. Выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) продукции, экспортируемой, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности - с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует заключения центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере экономического развития. (Часть первая статьи 1 с изменениями, внесёнными согласно Законам N 1108-V от 31.05.2007, N 1533-VI от 23.06.2009, N 1814-VI от 20.01.2010 - норма изменений применяется начиная с налогового периода, на который приходится день опубликования Закона N 1814-VI от 20.01.2010
Статья 2. импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такое отсрочка превышает 180 (90) календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика продукции (работ, услуг), импортируется, требуют заключения центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере экономического развития. (Часть первая статьи 2 с изменениями, внесёнными согласно Законам N 1108-V от 31.05.2007, N 1533-VI от 23.06.2009, N 1814-VI от 20.01.2010 - норма изменений применяется начиная с налогового периода, на который приходится день опубликования Закона N 1814-VI от 20.01.2010)
Закон №185 / 94-ВР от 23.09.1994 (редакция от 02.09.2014)
"О порядке осуществления расчётов в иностранной валюте"
Как уже выше говорилось с 03.03.2015 г. действует отдельное Постановление НБУ № 160, устанавливающее предельный срок поступления валюты 90 календарных дней
Из норм ст.1 и ст. 2 Закона о порядке совершения расчётов в иностранной валюте следует, что валютному контролю соблюдения срока 90 дней подлежит выручка резидента, а так же операции импорта резидента.
В связи с выше приведённым, особенности валютного контроля Ваших экспортно /импортных операций через Ваш филиал на территории нерезидента относительно срока 90 дней, будут зависеть от наличия у филиала статуса «резидент Украины» в понимании ст. 14.1.213 или п.50 ст. 4 ТКУ и от полномочий, которые Вы ему предоставите соответствующим «Положением о филиале».
Относительно решения вопроса индивидуальной лицензии НБУ на перечисление иностранной валюты за пределы таможенной границы Украины, необходимо руководствоваться ниже приведёнными нормативными актами: Декрет №15-93 Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 (редакция от 12.08.2014) "Про систему валютного регулирования и валютного контроля" и Постановлением №485 Национального Банка Украины от 14.10.2004 г. (редакция от 06.11.2014).
4. Индивидуальные лицензии выдаются резидентам i нерезидентам на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для осуществления такой операции. Индивидуальной лицензии требуют такие операции:
а) вывоз, перевод i пересылки за пределы Украины валютных ценностей, за исключением:
платежей в иностранной валюте, осуществляемых резидентами за пределы Украины на выполнение обязательств в этой валюте перед нерезидентами по оплате продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав, за исключением оплаты валютных ценностей и по договорам (страховым полисам, свидетельствами , сертификатами) страхования жизни;
д) размещения валютных ценностей на счетах i во вкладах за пределами Украины, за исключением:
открытие физическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте на время их пребывания за границей;
открытие корреспондентских счетов уполномоченными банками;
открытие счетов в иностранной валюте резидентами, указанными в абзаце четвертом пункта 5 статьи 1 настоящего Декрета (дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, имеющие иммунитет i дипломатические привилегии, а также филиалы и представительства предприятий i организаций Украины за рубежом, которые не осуществляют предпринимательской деятельности ;;
Декрет №15-93 от 19.02.1993 (редакция от 12.08.2014)
"О системе валютного регулирования и валютного контроля"
Автор "Кабинет Министров Украины"
Из приведённого выше п. «а» ст. 4 Декрета КМУ о системе валютного регулирования, исключением, при котором не нужно получать индивидуальную лицензию НБУ, это платежи в иностранной валюте за пределы Украины по обязательствам в этой валюте перед нерезидентом за продукцию, услуги, работы и имущественные права.
В п. «б» говорится о том, что исключением для того, чтобы не получать резидентом индивидуальной лицензии НБУ, является открытии счетов филиалов и представительств резидента Украины за границей, которые не ведут хозяйственной деятельности.
В Вашем случае, расчёты резидента Украины в иностранной валюте с нерезидентом за импортированную электрическую энергию индивидуальной лицензии НБУ на основании выше приведённой нормы Декрета не требуется.
Такое же мнение относительно работы заграничного филиала резидента Украины без индивидуальной лицензии НБУ говорится в ст.1.5 специального Постановления НБУ №485 от 14.10.2004 (редакция от 06.11.2014)
1.5. Обособленное структурное подразделение резидента с местонахождением за пределами Украины, в соответствии с законодательством страны местонахождения является юридическим лицом, размещает валютные ценности и осуществляет другие операции через счёт, открытый за пределами Украины этому подразделению, без лицензии.
Постановление №485 от 14.10.2004 (редакция от 06.11.2014)
"Об утверждении Положения о порядке выдачи Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на размещение резидентами (юридическими и физическими лицами) валютных ценностей на счетах за пределами Украины"
Автор "Национальный банк Украины"
Заключительные выводы относительно способов и сроков расчёта по ВЭД импорта /экспорта без ввоза/вывоза на таможенную территорию Украины товаров и процедуры снятия таких контрактов с валютного контроля уполномоченным банком:
Закон Украины о внешнеэкономической деятельности предусматривает взаиморасчёты сторон внешнеэкономического договора, как в денежной форме, так и не в денежной форме.
Независимо от выбранной сторонами формы расчётов, срок взаиморасчётов по экспортно-импортной операции для резидента Украины будет на данный момент составлять 90 календарных дней, а именно:
Срок завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины по внешнеэкономическим договорам (контрактам) не может превышать 180 (90 на данный момент) календарных дней с момента осуществления резидентом авансового платежа или выставления векселя в пользу нерезидента, а в случае проведения расчётов в форме документарного аккредитива - с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента.
Импортная операция резидента без ввоза товара на территорию Украины считается завершённой и снимается уполномоченным банком с валютного контроля при наличии одного из следующих условий:
- после зачисления выручки, полученной от нерезидента на счёт резидента в уполномоченном банке в случае продажи нерезиденту товара за пределами Украины;
- представления документов, подтверждающих использование резидентом товара за пределами Украины, перечень которых определяется Национальным банком.
Уплата аванса поставщику-нерезиденту будет снята с валютного контроля по факту зачисления выручки от покупателя-нерезидента на Ваш валютный счёт в уполномоченном банке, так, как импортированный товар Вы продали нерезиденту за пределами Украины. Причём такое зачисление должно произойти в течение 90 дней с момента уплаты аванса нерезиденту-поставщику. В уполномоченный банк, кроме контракта на импорт товара без ввоза и документов, подтверждающих поставку продукции Вам, должен быть представлен еще и договор, предусматривающий продажу этого товара (продукции) нерезиденту и зачисление выручки от такой продажи на ваши счета в банках, либо документы, подтверждающие необходимость использования Вами этой продукции (услуг, работ) за пределами Украины.
Контроль за экспортной операцией без вывоза осуществляет тот банк, через который Вы оплачивали импортную поставку без ввоза.
В случае уплаты аванса поставщику-нерезиденту сопутствующую экспортную операцию фактически нужно завершить (получить оплату за товар, отгруженный покупателю-нерезиденту), считая не с даты отгрузки, а с даты уплаты аванса импортному поставщику.
В противном случае, если срок 90 дней будет превышен, просроченной будет считаться прежде всего импортная операция. И по ней начнёт начисляться пеня в размере 0,3% суммы стоимости недопоставленной продукции в иностранной валюте.
ООО «Аудиторская фирма «Главбух» 2015
Аудиторская проверка, бухгалтерские услуги, аутсорсинг зарплаты
Коллеги, если Вам понравился наш материал, поделитесь им в своих сетях и нажмите пожалуйста кнопку Фейсбук мне нравиться ! Заранее Спасибо!