Новости
Александр Шиповский,<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
аналитик газеты "ГлавБух"
ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
В данной консультации пойдет речь о том, как в настоящее время происходит ликвидация предприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 755 "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей" от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755) юридическое лицо прекращается, в частности в результате ликвидации по решению, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению или по решению органа исполнительной власти. Заметим, Закон № 755 оперирует термином "прекращение" юридического лица, одним из видов которого является ликвидация юрлица.
Согласно статье 60 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХК) ликвидация субъекта хозяйствования осуществляется его органом управления или ликвидационной комиссией, создаваемой собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования или его (их) представителями (органами), или другим органом, установленным законом.
Юридическое лицо считается прекращенным с даты внесения в Единый государственный реестр (далее — Реестр) записи о государственной регистрации прекращения юридического лица (п. 2 ст. 33 Закона № 755). Однако прежде чем будет внесена указанная запись и проведена государственная регистрация прекращения юрлица, такое юрлицо должно пройти определенную процедуру своей ликвидации.
РЕГИСТРАЦИЯ РЕШЕНИЯ О ЛИКВИДАЦИИ
Порядок прохождения процедуры ликвидации юрлица зависит от того, кто является инициатором ликвидации. Однако в любом случае первым шагом такой процедуры является принятие решения о ликвидации юрлица и представление инициаторами ликвидации государственному регистратору документов для внесения в Реестр записи о таком решении. Наиболее часто ликвидация юрлица происходит по решению его учредителей. Поэтому в данной консультации остановимся на таком случае.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона № 755 для внесения в Реестр записи о решении о прекращении юрлица учредители (участники) юрлица (уполномоченный ими орган или лицо) (далее — учредители) должны представить госрегистратору следующие документы:
- нотариально заверенную копию решения учредителей о прекращении юрлица;
- документ, подтверждающий внесение платы за публикацию уведомления о принятии учредителями решения о прекращении юрлица в специализированном печатном средстве массовой информации (копия квитанции, выданной банком);
- документ, подтверждающий получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юрлица (в случаях, установленных законом).
Кроме указанных документов, госрегистратору запрещается требовать представления других документов. Заметим, все документы, которые необходимо представлять госрегистратору, а также которые выдаются госрегистратором учредителям, могут направляться по почте заказным письмом с описью вложения. Если документы представляются лично учредителем или уполномоченным им лицом, то госрегистратору предъявляются паспорт и документ, удостоверяющий его полномочия (на правах доверенности). Представленные документы принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается учредителю с отметкой о дате их поступления. Указанная дата также вносится в журнал учета регистрационных действий.
В случае если вышеуказанные документы представлены не в полном объеме, не на государственном языке или по ненадлежащему месту проведения госрегистрации прекращения юрлица, госрегистратор имеет право оставить их без рассмотрения. Об этом не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов госрегистратором учредителю выдаются соответствующее уведомление с указанием оснований для оставления документов без рассмотрения и представленные учредителем документы в соответствии с описью. Указанное обстоятельство не препятствует учредителям юрлица повторно обратиться к госрегистратору в общем порядке после устранения причин, которые были основанием для оставления документов без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона № 755 при отсутствии оснований для оставления документов без рассмотрения госрегистратор должен в день поступления таких документов внести в Реестр запись о решении учредителей юрлица о прекращении этого юрлица. Кроме того, госрегистратор обязан направить уведомления о внесении такой записи органам статистики, государственной налоговой службе, Пенсионному фонду Украины, фондам социального страхования. Иначе говоря, решение о ликвидации юрлица доводится до сведения заинтересованных сторон.
Напомним, согласно пункту "е" статьи 3 Указа № 817 при ликвидации предприятия проводится внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности. При этом проводить указанную проверку имеют право только органы государственной налоговой службы и органы контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий.
Следует заметить, что с даты внесения записи в Реестр о решении учредителей о ликвидации юрлица запрещается (п. 2 ст. 35 Закона № 755):
- проведение госрегистрации изменений в учредительные документы юрлица, относительно которого принято решение о прекращении;
- внесение изменений в Реестр относительно сведений об обособленных подразделениях;
- проведение госрегистрации юрлица, учредителем (участником) которого является юрлицо, относительно которого принято решение о прекращении.
ЛИКВИДАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
В соответствии с пунктом 9 статьи 34 Закона № 755 если представленные учредителями документы для регистрации решения о прекращении юрлица приняты госрегистратором к рассмотрению, то не позднее 2 рабочих дней с даты их поступления к нему учредители юрлица согласовывают с госрегистратором назначение комиссии по прекращению юрлица (ликвидатора, ликвидационной комисии и т.п.) и представляют ему решение о порядке и сроках ликвидации юрлица. При этом госрегистратор не позднее следующего рабочего дня с даты поступления такого решения вносит в Реестр запись о назначении комиссии по прекращению юрлица. В случае если учредители не обратились в вышеуказанный срок к госрегистратору, последний не позднее 3 рабочих дней с даты поступления документов вносит в Реестр запись, в которой указывает в качестве председателя комиссии по прекращению юрлица руководителя органа управления или учредителя юрлица. При этом госрегистратор не позднее следующего рабочего дня с даты внесения в Реестр записи, в которой руководитель органа управления или учредитель (участник) юрлица указан в качестве председателя комиссии по прекращению юрлица, обязан направить заказным письмом такому руководителю органа управления (учредителю) соответствующее уведомление.
ЛИКВИДАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА
Порядок проведения ликвидации предприятия установлен статьями 60—61 ХК. Согласно пункту 2 статьи 60 ХК орган (лицо), принявший решение о ликвидации субъекта хозяйствования, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации. Ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию субъекта хозяйствования, размещает в печатных органах сообщение о его ликвидации.
Пунктом 8 статьи 59 ХК установлено, что сведения о госрегистрации субъекта хозяйствования (в т.ч. о госрегистрации прекращения) подлежат опубликованию регистрирующим органом в специальном приложении к газете "Урядовий кур'єр" и/или официальном печатном издании органа государственной власти ("Голос Украины", "Президентский вестник", "Ведомости Верховной Рады", "Офіційний вісник України") или органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования в течение 10 дней с момента проведения госрегистрации.
В то же время в соответствии с пунктами 1 и 18 статьи 22 Закона № 755 информация о принятии учредителями решения о прекращении юрлица подлежит обязательному опубликованию в специализированном печатном средстве массовой информации специально уполномоченным органом по вопросам госрегистрации (Госпредпринимательства) в течение 10 рабочих дней с момента внесения соответсвующей записи в Реестр. Указанная запись как раз и является основанием для публикации сообщения. За публикацию сообщения о принятии учредителями решения о прекращении юрлица в издании Госпредпринимательства предусмотрена плата в размере 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (51 грн.) (пункт 19 статьи 22 Закона № 755).
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 ХК и пунктом 7 статьи 22 Закона № 755 в сообщении указываются:
- наименование, идентификационный код и местонахождение юрлица;
- основания для принятия решения о прекращении (ликвидации) юрлица;
- место и дата внесения записи в Реестр о принятии решения учредителей о прекращении юрлица;
- дата назначения и сведения о комиссии по прекращению юрлица;
- порядок и срок заявления кредиторами требований к прекращаемому юрлицу.
Срок для заявления претензий кредиторами не может быть менее 2 месяцев со дня объявления о ликвидации.
Пунктом 4 статьи 60 ХК установлено, что в процессе ликвидационной процедуры ликвидационная комиссия проводит необходимые мероприятия относительно взыскания дебиторской задолженности ликвидируемого субъекта хозяйствования и выявления требований кредиторов с письменным уведомлением каждого из них о ликвидации субъекта хозяйствования. При этом явные (известные) кредиторы уведомляются персонально в письменной форме.
В соответствии с абзацем "ж" п. 3 Инструкции № 69 и п. 12 Порядка представления финансовой отчетности при ликвидации предприятия обязательно проводится инвентаризация активов и обязательств. Хотя указанными документами точно не определена дата, на которую необходимо проводить инвентаризацию, логичным будет предположить, что этой датой будет дата принятия решения о ликвидации (внесения записи об этом в Реестр). Проводить инвентаризацию необходимо в общем порядке, предусмотренном Инструкцией № 69.
Кроме того, ликвидационная комиссия оценивает имущество ликвидируемого субъекта хозяйствования. Статьей 7 Закона об оценке имущества установлено, что в случае ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества) проведение оценки имущества является обязательным. При этом указанная оценка должна проводиться субъектами оценочной деятельности, имеющими квалификационное свидетельство оценщика. При ликвидации других предприятий, кроме вышеуказанных, необходимость привлечения оценщика определяется самим предприятием (его собственниками).
Согласно пункту 1 статьи 111 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) и пункту 5 статьи 60 ХК ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявлення требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юрлица, перечень предъявленных кредиторами требований с результатами их рассмотрения, и представляет его собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юрлица или органом, принявшим решение о ликвидации юрлица. Достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке.
Одной из основных функций ликвидационной комиссии является расчет с кредиторами ликвидируемого юрлица. Согласно пункту 1 статьи 61 ХК претензии кредиторов к ликвидируемому субъекту хозяйствования удовлетворяются за счет имущества такого субъекта. Очередность удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации платежеспособного юрлица установлена статьей 112 ГК. В соответствии с указанной статьей удовлетворяются требования:
- в первую очередь — относительно возмещения ущерба, причиненного увечьем, другим повреждением здоровъя или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или другим способом;
- во вторую очередь — требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора относительно платы за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;
- в третью очередь — относительно налогов и сборов (обязательных платежей);
- в четвертую очередь — все другие требования.
При этом требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору этой очереди.
Выплата денежных сумм кредиторам юрлица начинается со дня утверждения ликвидационного баланса, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым осуществляются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При недостаточности у ликвидируемого юрлица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юрлица (п. 2 ст. 111 ГК).
При отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора или уклонении от их рассмотрения кредитор имеет право до утверждения ликвидационного баланса юрлица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. В этом случае по решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юрлица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются за счет имущества ликвидируемого юрлица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 ГК и пунктом 3 статьи 61 ХК считаются погашенными:
- требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор в течение месяца после получения уведомления о полном или частичном отказе в признании его требований не обратился в суд с иском;
- требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано;
- требования, которые не удовлетворены из-за отсутствия имущества ликвидируемого юрлица.
Следует заметить, что при ликвидации юрлица собственником может возникнуть ситуация, когда заранее известно, что имущества должника-юрлица не хватает для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидация юрлица осуществляется по процедуре, установленной Законом о банкротстве. После принятия решения о ликвидации юрлица его собственник (уполномоченное им лицо) до создания ликвидационной комиссии должен представить заявление о возбуждении дела о банкротстве (ст. 51 Закона о банкротстве). Если это не сделал собственник, то в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве юрлица обязана обратиться ликвидационная комиссия. По результатам рассмотрения указанного заявления хозяйственный суд признает ликвидируемого должника банкротом, открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатора. Невыполнение указанных требований является основанием для отказа во внесении записи о ликвидации юрлица в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины. В указанном случае собственник имущества должника, руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии несут солидарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательствам относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) должника (п. 6 ст. 51 Закона о банкротстве).
Если же средств ликвидируемого юрлица достаточно для удовлетворения требований кредиторов, то после завершения расчетов с ними ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юрлица или органом, принявшим решение о ликвидации юрлица (п. 3 ст. 111 ГК). Имущество юрлица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам (учредителям), если иное не установлено учредительными документами юрлица, и используется по их указанию (п. 4 ст. 111 ГК, п. 4 ст. 61 ХК).
УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКОВ
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) в случае ликвидации предприятия трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до окончания срока его действия могут быть расторгнуты собственником (уполномоченным им органом). Для увольнения работников необходимо издать приказ по предприятию, копию которого необходимо вручить работникам (ст. 47 КЗоТ). Кроме того, собственник (уполномоченный им орган) обязан в день увольнения выдать работнику надлежаще оформленную трудовую книжку, а также выплатить ему все суммы, которые должно ему предприятие (ст. 116 КЗоТ). Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Следует помнить, что собственник должен персонально предупредить работника о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца. Одновременно собственник доводит до сведения государственной службы занятости о предстоящем увольнении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера зарплаты (ст. 492 КЗоТ).
Согласно статье 44 КЗоТ при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией предприятия работнику выплачивается выходное пособие (включается в налогооблагаемый доход работника) в размере не менее среднего месячного заработка. При этом, как уже было отмечено выше, выплата выходного пособия осуществляется ликвидационной комиссией во вторую очередь. Если средств ликвидируемого юрлица не хватает для этого, то расчет производится за счет средств, полученных от продажи имущества юрлица или за счет средств, полученных для этой цели в виде кредита (ст. 31 Закона о банкротстве).
РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРЛИЦА
Согласно п. 1 ст. 36 Закона № 755 для проведения госрегистрации прекращения юрлица в результате его ликвидации по решению учредителей председатель ликвидационной комиссии (уполномоченное им лицо) после окончания процедуры ликвидации, но не ранее 2 месяцев с даты публикации сообщения о ликвидации в печатном СМИ должен представить госрегистратору следующие документы:
- заполненную регистрационную карточку на проведение госрегистрации прекращения юрлица в связи с ликвидацией по форме № 7, утвержденной приказом Госпредпринимательства от 09.06.2004 г. № 67;
- свидетельство о госрегистрации юрлица;
- оригинал учредительных документов;
- акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденным решением учредителей (подписи на ликвидационном балансе должны быть нотариально заверены);
- справку соответствующего органа государственной налоговой службы о снятии юрлица с учета в качестве плательщика налогов (порядок ее получения определен пунктом 8 Порядка № 80);
- справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины о снятии с учета;
- справки соответствующих органов фондов социального страхования о снятии с учета;
- справку архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению;
- заключение аудитора относительно достоверности и полноты ликвидационного баланса (в случаях, установленных законом).
Заметим, госрегистратору запрещается требовать какие-либо другие документы кроме вышеперечисленных. Представленные документы принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается председателю ликвидационной комиссии с отметкой о дате их поступления. Указанная дата вносится в журнал учета регистрационных действий.
Госрегистратор имеет право оставить вышеуказанные документы без рассмотрения, если:
- документы представлены по ненадлежащему месту проведения госрегистрации;
- документы представлены не на государственном языке;
- подпись заявителя на регистрационной карточке, направленной госрегистратору заказным письмом, не заверена нотариально;
- подписи на ликвидационном балансе не заверены нотариально;
- документы представлены не в полном объеме;
- документы представлены до окончания процедуры ликвидации или раньше 2 месяцев с даты публикации сообщения в СМИ о прекращении предприятия.
При оставлении представленных документов без рассмотрения не позднее следующего рабочего дня с даты их поступления госрегистратор выдает председателю ликвидационной комиссии соответствующее уведомление с указанием оснований, а также представленные ранее документы в соответствии с описью. После устранения причин, которые были основанием для оставления без рассмотрения представленных документов, председатель ликвидационной комиссии может повторно обратиться к госрегистратору в общем порядке.
Если оснований для оставления документов без рассмотрения не было, госрегистратор обязан внести в Реестр запись о проведении госрегистрации прекращения юрлица в результате ликвидации (п. 8 ст. 36 Закона № 755). При этом дата внесения в Реестр указанной записи является датой госрегистрации прекращения юрлица. Срок госрегистрации прекращения юрлица в результате его ликвидации не должен превышать 3 рабочих дней с даты поступления документов для проведения госрегистрации прекращения юрлица.
Не позднее следующего рабочего дня с даты госрегистрации прекращения юрлица госрегистратор должен выдать председателю ликвидационной комиссии 1 экземпляр оригинала учредительных документов и свидетельство о госрегистрации юрлица, имеющие специальную отметку о госрегистрации прекращения юрлица. Такая отметка делается также госрегистратором на экземпляре оригинала учредительных документов юрлица, который остается в регистрационном деле.
Кроме того, согласно статье 40 Закона № 755 госрегистратор не позднее следующего рабочего дня с даты госрегистрации прекращения юрлица обязан направить органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования уведомление о проведении прекращения юрлица с указанием номера и даты внесения соответствующей записи в Реестр и сведения регистрационной карточки на проведение госрегистрации прекращения юрлица. Указанное уведомление и сведения являются основанием для снятия юрлица с учета в указанных органах. На этом, собственно, существование предприятия и заканчивается.
В завершение хотелось бы остановиться еще на одном моменте. Учитывая, что Закон № 755 вступил в силу относительно недавно, наверняка есть предприятия, у которых ликвидационная процедура началась до вступления в силу указанного Закона. Как быть им в этом случае? Ответ на этот вопрос содержится в письме Госпредпринимательства от 23.07.2004 г. № 5027. В нем, в частности, говорится, что в случае, если учредителями юрлица принято решение о его ликвидации и/или проведена ликвидационная процедура (в т.ч. опубликовано сообщение о ликвидации этого юрлица в печатных СМИ) до 01.07.2004 г., то госрегистратор не должен обязывать таких субъектов хозяйствования повторно размещать сообщение о ликвидации в "Бюллетне государственной регистрации". В этом случае госрегистрация прекращения юрлица проводится в соответствии с требованиями статьи 36 Закона № 755. Однако сначала предприятию необходимо зарегистрироваться "по-новому", представив регистрационную карточку по форме № 6 для включения сведений о себе в Реестр. И только после этого в Реестр вносятся сведения о принятом решении о прекращении юрлица и проводится вышеизложенная госрегистрация прекращения юрлица на основании регистрационной карточки (форма № 7) и других документов согласно требованиям пункта 1 статьи 36 Закона № 755.
Перечень сокращенных наименований нормативных документов, использованных в данной консультации:
1. Закон об оценке имущества — Закон Украины "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине" от 12.07.2001 г. № 2658-III с изменениями и дополнениями.
2. Указ № 817 — Указ Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. № 817/98 с изменениями и дополнениями.
3. Порядок представления финансовой отчетности — Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419.
4. Порядок № 80 — Порядок снятия с учета плательщиков налогов в органах государственной налоговой службы, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 г. № 80 (в редакции приказа от 17.11.98 г. № 552).
5. Инструкция № 69 — Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная Министерством финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.
Коллеги, если Вам понравился наш материал, поделитесь им в своих сетях и нажмите пожалуйста кнопку Фейсбук мне нравиться ! Заранее Спасибо!