Трактовка упрощенной системы Госкомпредпринимательства
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 28.05.2010 г. N 6819
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо относительно отдельных вопросов осуществления предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Условия применения упрощенной системы налогообложения установлены Указом Президента Украины от 03.07.98 г. N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ). Одним из условий является соблюдение предельного объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), который для юридических лиц составляет 1 млн. грн. и для физических лиц - 500 тыс. грн. (статья 1 Указа).
Определение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
В соответствии со статьей 1 Указа выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).
Исходя из норм законодательства, под операциями по продаже понимают передачу имущества (товара) одним лицом в собственность или в пользование и (или) во владение, и (или) в распоряжение другому лицу, а также другие операции (включая операции по бесплатному предоставлению товаров), которые осуществляются согласно договорам купли-продажи, аренды имущества, поставки, лизинга, других гражданско-правовых договоров, за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления.
Комиссионер действует от своего имени, а следовательно, принимает на себя все права и обязанности по договорам, которые заключаются с третьими лицами, и несет за них ответственность.
По Классификации видов экономической деятельности (КВЭД), которая принята приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. N 375, деятельность комиссионеров, которые осуществляют торговые операции от имени или за счет других лиц для третьих лиц, или осуществление коммерческих операций от имени комитента (доверителя) относится к группе "Оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле".
Ввиду отмеченного, при осуществлении продажи товара по договору комиссии (консигнации) плательщиком единого налога в объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) должны включаться все средства, которые поступили от продажи товара, в том числе и комиссионное вознаграждение.
Разные аспекты применения упрощенной системы налогообложения
При этом в случае осуществления предпринимательской деятельности по договору комиссии следует придерживаться положений законодательных и нормативно правовых актов, в частности Гражданского кодекса Украины, Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики от 13.03.95 г. N 37 (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке оформления субъектами предпринимательской деятельности операций при осуществлении комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденной приказом Минэкономики от 08.07.97 г. N 343 (с изменениями и дополнениями), и другими нормативными документами по этому вопросу.
Ограничение в применении упрощенной системы налогообложения
В статье 7 и преамбуле Указа Президента Украины от 03.07.98 г. N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ N 727) определен круг субъектов малого предпринимательства, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения. Это касается доверительных обществ, страховых компаний, банков, других финансово-кредитных и небанковских финансовых учреждений и субъектов, которые осуществляют деятельность в сфере игрального бизнеса, обмена иностранной валюты, производства и продажи подакцизных товаров и горюче-смазочных материалов и тому подобное.
В соответствии со статьей 2 Указа ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства - физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять менее 20 гривен и больше 200 гривен в месяц.
Учитывая отмеченное, субъекты малого предпринимательства - физические лица могут осуществлять на упрощенной системе налогообложения те виды деятельности, на которые установлена ставка единого налога.
В случае отсутствия размера ставки единого налога на определенный вид деятельности органы государственной налоговой службы не имеют оснований для выдачи Свидетельства об уплате единого налога на этот вид деятельности.
Относительно патентования и лицензирования деятельности
Порядок патентования торговой деятельности за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек, деятельности в сфере торговли иностранной валютой, деятельности по предоставлению услуг в сфере игрального бизнеса и бытовых услуг, что осуществляется субъектами предпринимательской деятельности, определен Законом Украины от 23.03.96 г. N 98/96-ВР "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" (далее - Закон N 98).
Объектом правового регулирования согласно указанному Закону является торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей (включая операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с кредитными карточками), а также деятельность по предоставлению услуг в сфере игрального бизнеса и бытовых услуг (статья 1 Закона N 98).
Виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, определены в Законе Украины от 01.06.2000 г. N 1775-III "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".
Относительно применения регистраторов расчетных операций
В соответствии со статьей 1 Закона Украины от 06.07.95 г. N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265) регистраторы расчетных операций применяются физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности или юридическими лицами (их филиалами, отделениями, другими отдельными подразделениями), которые осуществляют операции по расчетам в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также уполномоченными банками и субъектами предпринимательской деятельности, которые выполняют операции купли-продажи иностранной валюты.
Случаи освобождения от применения регистраторов расчетных операций определены в статье 9 Закона N 265.
Отдельно обращаем внимание на то, что согласно статье 2 Закона Украины от 04.12.90 г. N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (с изменениями и дополнениями) и подпункту 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 г N 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями) разъяснения законодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков предоставляются контролирующими органами в порядке, определенном соответствующим центральным (руководящим) органом контролирующего органа,которым является Государственная налоговая администрация Украины.
Заместитель Председателя
Н. Приступа
Коллеги, если Вам понравился наш материал, поделитесь им в своих сетях и нажмите пожалуйста кнопку Фейсбук мне нравиться ! Заранее Спасибо!