ПИСЬМО 28.01.2010 N 806/6/23-4016/40 Относительно определения термина "мерчандайзинг" в хозяйственной деятельности

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО
28.01.2010 N 806/6/23-4016/40

Государственному комитету
Украины по вопросам
регуляторной политики
и предпринимательства

Относительно определения термина
"мерчандайзинг" в хозяйственной деятельности

ГНА Украины рассмотрела письмо <...> относительно определения термина "мерчандайзинг" в хозяйственной деятельности предприятий, правомерности заключения соглашений, предусматривающих расходы на мерчандайзинг, полученное с письмом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 08.12.2009 г. N 15041, и сообщает следующее.

Согласно Закону Украины от 04.12.90 г. N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" на органы государственной налоговой службы возложено выполнение функций по контролю за соблюдением плательщиками налогов требований налогового и валютного законодательства, порядка проведения наличных расчетов.

В соответствии со ст. 10 данного Закона ( 509-12 ) на органы государственной налоговой службы возложена функция по рассмотрению обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам налогообложения и предоставления ответов на запросы плательщика налогов с соблюдением требований, установленных Законом Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) и другими законами Украины.

Вместе с тем сообщаем, что в общем понимании под термином "мерчандайзинг" следует понимать новое направление торгового маркетинга. Прежде всего это выкладка и размещение товара в месте розничной продажи; обеспечение соответствующего ассортимента и достаточного количества товара; организация локальной рекламы (установление на торговой точке специального фирменного оборудования (холодильники, дисплеи, стеллажи, полки и т.п.), конструкций презентационного характера (тумбы, выставочные стойки, рекламные стенды, подставки под рекламные материалы и др.), полиграфической рекламной продукции (буклеты, плакаты, гирлянды, флажки и т.п.), организация на месте продажи рекламных акций в виде дегустаций, бесплатной раздачи и др.); анализ показателей продаж; решение определенных вопросов ценовой политики о предельной торговой надбавке; инструктаж продавцов розничных магазинов относительно потребительских характеристик товара, методов мотивации потребителей и т.п.

Мерчандайзинг (англ. merchandising) - это часть процесса маркетинга, определяющая методику продажи товара в магазине. Слово образовано от английского merchandise - продвигать на рынке.

В действующих нормативно-правовых актах Украины определение термина "мерчандайзинг" отсутствует.

При этом в Классификаторе профессий ДК 003:2005, утвержденном приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 26.12.2005 г. N 375, предусмотрен такой вид профессиональных названий работ, как "мерчендайзер".

Что касается правомерности соглашений, предусматривающих расходы на мерчандайзинг, то основными нормативно-правовыми актами, определяющими виды, требования, порядок заключения хозяйственных договоров, являются Хозяйственный кодекс Украины ( 436-15 ), Гражданский кодекс Украины ( 435-15 ).

Так, в соответствии со статьями 626 - 628 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) под договором следует понимать договоренность двух или более сторон, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Стороны являются свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований данного Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.

Содержание договора представляют условия (пункты), определенные на усмотрение сторон и согласованные ими, и условия, являющиеся обязательными в соответствии с актами гражданского законодательства.

Что касается заключения договоров по предоставлению услуг, то статьей 901 главы 63 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) определено, что по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.

Положения данной главы могут применяться ко всем договорам о предоставлении услуг, если это не противоречит сути обязательства.

То есть субъекту хозяйствования при заключении соглашений по предоставлению услуг по мерчандайзингу следует руководствоваться в первую очередь вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

Вопросы налогового учета расходов плательщика налога, связанных с продвижением на рынке товаров (работ, услуг), приведены в письме ГНА Украины от 29.07.2008 г. N 15176/7/15-0217.

Заместитель Председателя Н.Рубан

  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №1
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №2
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №3
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №4
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №5
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №6
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №7
  • - Аудиторская фирма «Главбух-аудит» №8